«Особенности работы с одаренными обучающимися в школьном научном обществе»
МОУ «СОШ № 24 СУИОП»
г. Старый Оскол
Чуйко.И.А. учитель биологии
Ансимова Л.А. учитель географии
Экологическая проблема – одна из самых актуальных в современном мире. Экологизация школьного образования требует от школы не только рассмотрения экологических тем на уроках, но и изучения их во внеурочной деятельности. Важной составляющей экологического образования является подкрепление теоретических знаний практическими навыками.
Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество.
Поэтому в нашей школе в 1998 году было создано научное общество «Земляне» под руководством учителей биологии, географии, химии, истории при содействии преподавателей Белгородского Государственного Университета, педагогов дополнительного образования ДЭБЦ, ЦДЮТ, Комитета по охране природы, Станции защиты растений.
Научное общество - это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области естественных наук, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской и опытнической деятельности под руководством учителей и педагогов дополнительного образования.
Работа с одарёнными обучающимися осуществляется согласно плану работы по реализации школьной программы "Одарённые дети".
Цель этой программы: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства; удовлетворение потребности в новой информации; помощь одаренным учащимся в самораскрытии.
Цели создания ШНО:
Экспертиза одаренности детей.
Развитие их способностей.
Повышение социального статуса знаний и ориентация на выбор профессии.
Для осуществления деятельности ШНО в школе разработана нормативно-правовая база:
Положение о научном обществе учащихся
Устав ШНО «Земляне»
Учебная программа ШНО «Земляне» «Основы научно - исследовательской деятельности»
Основной целью данной программы является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, способы реализации выбранного жизненного пути. Содействие профессиональной ориентации школьников через совершенствование у них знаний, умений, навыков учебно-исследовательской работы.
- Курс «Основ научно - исследовательской деятельности» заканчивается семинаром или конференцией, где часть обучающихся выступает с учебно-научными докладами, защищает рефераты, проекты. Курс представляет собой самостоятельное звено в цепи предпрофильной подготовки школьников, основанной на системе психолого-педагогической, организационной и информационной поддержки процесса самоопределения старшеклассников на этапе завершения основного общего образования, когда необходима подготовка к осуществлению выбора школьником своего дальнейшего пути.
Научно-
исследовательские работы, позволяют
сформировать у учащихся умение
самостоятельно приобретать и применять
знания, а также развивают их творческие
способности. Кроме того,
курс помогает
школьникам успешнее обучаться, глубже
осмысливать другие дисциплины и лучше
связывать знания отдельных предметов
в общее представление о природе и
человеке.
Для достижения положительных результатов были предложены условия работы ШНО:
1. Организационные условия: создание творческой группы учителей – руководителей исследовательских работ.
Информационные условия: 1 – создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся исследовательской работой;
2 – создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской работой;
3 – создание базы данных исследовательских работ учащихся;
4- ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами разных уровней, требованиями к написанию исследовательских работ;
Методические условия:
1 – консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся;
2 – создание методической копилки материалов;
3 – разработка системы стимулирования профессионального роста учителя.
Психологические условия:
1- диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;
Педагогические условия:
1 – создание школьного научного общества;
2 – ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;
3 – организация и проведение школьных научных конференций;
4 – стимулирование школьников для участия в городских, областных, всероссийских исследовательских конференциях;
ШНО «Земляне» состоит из трех секций: «Юный исследователь», «Краеведение», «Экология». Руководят секциями учителя высшей категории, победители конкурса ПНП «Образование», почетные работники общего образования, методисты.
Научное общество позволяет координировать деятельность учителей и обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью, наиболее эффективно использовать потенциальные возможности каждого, обмениваться опытом как внутри образовательной системы, так и с профессионалами других сфер деятельности.
Обширные контакты школьников с социальными партнерами (Детским эколого-биологическим центром, Лесхозом, Роспотребнадзором, Белгородским государственным университетом, Старооскольским медицинским колледжем, Воронежской государственной медицинской академией им. Н.Н. Бурденко, Станцией защиты растений), от которых они получают задание, с одной стороны, и которым оказывают помощь в решении местных проблем, с другой стороны, формируют у обучающихся чувство сопричастности заботам родного края и чувство ответственности.
Работа осуществляется в два этапа. Первый этап – изучение теоретических основ организации и осуществления исследовательской деятельности в соответствии с программой разработанного курса.
Второй этап – выполнение конкретных исследовательских работ.
Членами ШНО
являются обучающиеся со 2 по 11 класс.
Школьники младших классов, занимающиеся
в секции «Юный исследователь» изучающие
способы размножения комнатных растений
- создали «Музей комнатных растений»
и уже защищали свои исследовательские
проекты по выращиванию комнатных
растений на Всероссийском конкурсе «Я
исследователь» стали победителями. А
также являются лауреатами региональных
конференций проходивших в городе
Белгороде и Губкине.
Участники секции «Экология» изучают влияние промышленности на природную среду города Старый Оскол и Старооскольского района, так как живут в индустриально-развитой зоне. Членами секции выполнены работы по следующим темам: «Оценка экологического состояния почв северо–восточной части города Старый Оскол», и «Агроэкологическая характеристика почв поселка Незнамово Старооскольского района».
По направлению «Экология растений» школьники изучают видовой состав и запасы лекарственных трав Обуховского и Пушкарского лесничеств, влияние антропогенных факторов на лекарственные растения пригородной зоны Пушкарского лесничества, фитоценоз луга. Результаты их работы получили высокую оценку на региональных и Всероссийских конференциях.
Цель направления «Экология человека» - постижение сущности человека, факторов определяющих его здоровье, форм отношения к природе, проблем и средств гармонизации взаимодействия человека с социоприродной средой. Среди тем, над которыми работают члены группы – проекты: «Влияние чипсов и сухариков на здоровье человека» и «Влияние зубных паст на микрофлору ротовой полости», «Агрессивность как один из факторов увеличения конфликтности подростков», «Влияние мобильных телефонов на здоровье подростков». Юные исследователи, представлявшие эти проекты стали дипломантами первой и второй степени на конференциях разного уровня. Предметом исследований в этом учебном году является изучения влияния электромагнитных волн на здоровье человека.
В секции «Краеведение» ведется работа по трем направлениям:
теоретическое,
поисковое,
экскурсионное.
Итогом работы является создание школьного исторического музея. Результаты исследований, проводимых ШНО, становятся общественным достоянием через выступления на семинарах и научно-практических конференциях различного уровня, от городских до межрегиональных и Всероссийских.
Неотъемлемой частью деятельности «Землян» является осуществление профориентационной работы, проведение предметных недель, курирование кружков, организация работы лекторских групп по пропаганде «За здоровый образ жизни». Эти направления работы реализуются во всех секциях ШНО.
За годы своего существования члены научного общества были награждены более 50 дипломами конференций различного уровня: «Первые шаги», «Шаг в будущее», г. Москва, «Старт в науку» Москва, «Юность, наука, культура» г. Обнинск; «Меня оценят в 21 веке», «Открытие» г. Ярославль, 1V Международная конференция медиков – студентов и аспирантов, г. Курск, Всероссийская Бурденковская конференция медиков – студентов и аспирантов, г. Воронеж и т.д.
Самой высокой награды были удостоены работы следующих выпускников: Ситолика Никиты по теме: «Изучение содержания тяжелых металлов в почвах Северо-восточной части города Старый Оскол». За успешную защиту этого проекта, член ШНО «Земляне», был награжден грамотой Министерства Образования «За достигнутые успехи в области естественных наук» и президентским грантом в размере 30 000 рублей.
Голдобин Александр во Всероссийской конференция «Меня оценят в ХХ1 веке» занял 1 место и был награжден серебряным крестом
А Бугримова Ксения в этом году на научно- практической конференция «Меня оценят в ХХ1 веке» получила золотой крест и стала президентским грантом.
Многие воспитанники научного общества, освоив азы исследовательской деятельности в школе, продолжают заниматься ею на профессиональном уровне, добиваясь в этом значительных успехов. Нашей гордостью являются три кандидата наук: Бугримов Даниил – выпускник школы 2000 года. В настоящее время кандидат медицинских наук, Магистр Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Ученый секретарь Воронежского отделения Радиобиологического общества Российской академии наук, заведующий Центральной лабораторий медицинской академии им. Н.Н. Бурденко.
Звание кандидата медицинских наук и два высших образования имеет один из самых первых членов ШНО «Земляне», а ныне – оперирующий хирург Московской многопрофильной клинической больницы им. Боткина - Федяков Артем.
Учится в аспирантуре, работает над кандидатской диссертацией Самарь Ольга - выпускница Московского института инженерной экологии, зачислена в который она была на льготных условиях, благодаря победе в олимпиаде «Биосфера и экология», проводимой в рамках Всероссийской конференции молодых ученых-исследователей «Шаг в будущее». Многие школьники, занимавшиеся научно исследовательской деятельностью в ШНО «Земляне» смогли правильно сделать свой выбор в жизни и реализовать свои способности.
Все эти итоги работы не случайны, а результат длительной кропотливой, систематической и совместной деятельности школьников, научных руководителей и родителей. Считаем, что научный подход к выявлению одаренных детей позволяет своевременно начать развивать их способности в нужном направлении, а, следовательно, эффективно решать задачи обучения, добиваясь более высоких результатов.